АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЖАНЫНДАҒЫ “ КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ ҚҰРЫЛЫС-ТЕХНОЛОГИЯЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ” МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ МЕКЕМЕСІ
 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ  "СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГОРОДА КОКШЕТАУ" ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Особенности формирования профессиональной культуры у будущих специалистов сферы обслуживания

06.03.2020

Стукаленко Нина Михайловна,

директор ФАО «НЦПК «Өрлеу»

«ИПК ПК по Акмолинской области»,

доктор педагогических наук, профессор,

академик МАИН, МОАН, МАЕ, РАЕ

г.Кокшетау

Шаймуратова Ирина Владимировна,

магистрант 2  курса специальности

«Педагогика и психология» КГУ им. Ш.Уалиханова,

г. Кокшетау

 

Особенности  формирования  профессиональной  культуры у будущих специалистов сферы обслуживания                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                с опорой на компетентностный подход в условиях профессионального образования

 

Профессионализм, по мнению большинства исследователей, считается одним из необходимых условий профессиональной культуры личности, и определяется как интегративное свойство личности, включающее профессиональную компетентность, нравственность, инициативу и мастерство, способность к саморазвитию и самокоррекции. «Профессионализм - это прежде всего отношение к делу, а не набор компетенций». Культура специалиста развивается через практический опыт, но интеллектуальные основы профессионализма формируются образованием, главная цель которого - достижение профессиональной компетентности[1].

Глоссарий Европейского Фонда Образования трактует «компетенцию» как «способность делать что-то хорошо и эффективно, способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии», то есть – способность применять знания, навыки и отношения в практической деятельности и достигать поставленные цели.

Компетенции – это характеристики, благодаря которым достигается высокая результативность в той или иной деятельности. В них интегрированы умения, личностные характеристики, мотивация. К компетенции относят самоорганизацию, самоконтроль, самостоятельность, рефлексию, саморегуляцию и самоопределение. Особенный акцент делается на то, что в основе находится знание, а также умение его использовать. Общую картину дополняет психологическая готовность сотрудничать и взаимодействовать для решения различного спектра проблем.  

Компетенция включает все аспекты работы, а не только способность выполнять задания и исполнять обязанности.

Четыре компонента компетенции:

  • навыки выполнения заданий;
  • навыки управления заданием;
  • навыки управления непредвиденными ситуациями;
  • навыки поведения в трудовой/ролевой среде.

Компетенция отличается от обычных предметных ЗУНов:

•        сложностью структуры, включающей не только ЗУНы, но и элементы жизненного опыта;

•        широтой действия, которая позволяет обучающимся выйти за пределы узкопредметных ЗУНов и мобилизовать свои потенциальные возможности для решения проблемной ситуации (учебной, жизненной, профессиональной);

•        значимостью для саморазвития и самоуправления обучающихся.

Иными словами, профессиональные компетенции - это овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем, развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой.

Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности. Так, использовать такой подход в преподавании просто необходимо, чтобы не было разрыва между теорией и практикой, то есть преподавателю нужно научиться доверять обучающемуся и позволить ему учиться самому через собственную практику и ошибки. При организации учебного процесса необходимо обеспечить интеграцию теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться» означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситуаций и используя различные стили обучения. Другими словами, обучающийся должен научиться осознавать, как он чему-то научился и как можно интенсифицировать собственное обучение.

В ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению.

Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем:

  • 20% услышанного;
  • 40% увиденного;
  • 60% увиденного + услышанного;
  • 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими.

Как было сказано выше, основная идея предполагаемого подхода заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций.

Реализация  компетентностного  подхода  инициирует  процессы, связанные  с  изменением содержания образования,  стимулирует становление и развитие рефлексивной позиции всех субъектов образования, что в свою очередь оказывает существенное влияние на изменение системы диагностики и оценки учебных достижений обучающихся. В структуру образовательной среды вводятся методики аутентичного оценивания, проективные методики, модульные технологии обучения. Апробация перечисленных методик показывает, что они позволяют выявить новые образовательные результаты, способствуют формированию субъективных оценок обучающихся.

Таким образом, компетенция по сравнению с понятиями «знания, умения, навыки» рассматривается как более сложная социально-дидактическая личностная структура, основанная на ценностях, направленности, знаниях, опыте, приобретенных личностью, как в процессе обучения, так и вне его. Она выражается в мобилизации личностью полученных знаний, опыта, поведенческих отношений в конкретной ситуации для решения разнообразных задач, в том числе решения сложных реальных задач. В структуру компетенции входит сформированность у личности внутренней мотивации, психологической и практической готовности к достижению более качественных результатов в своей профессиональной деятельности, социальной жизни»[2].

Определившись с понятием профессиональная компетентность, нами было определенно какими компетенциями необходимо снабдить будущего специалиста для формирования профессиональной культуры, и обозначили их в виде модели профессиональной культуры обучающегося (рис 1)

 

Рис. 1. Модель компонентов формирования профессиональной культуры обучающегося профессионального колледжа.

 «Профессионалом можно считать человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику и культуру, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который развивает и изменяет свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует, повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии»[3].

Символом  нового  подхода  стало  не  «формирование  специалиста»,  а  «содействие  появлению  образованного  человека»,  предполагающее сочетание целостной профессиональной подготовки и объемного представления о мире с высоким уровнем индивидуальной культуры.

С понятием профессиональной  компетенции неразрывно связано понятие культуры. Концепция профессиональной компетентности предполагает введение человека в общий культурный мир ценностей, и именно в этом пространстве человек далее реализует себя как специалист, профессионал: из узкой сферы деловой эффективности он выходит в широкое понятие культуры»[4].

Наряду с этим распространен подход,  подробно изложенный  в работах М.С. Кагана, который выделяет несколько условных типов культуры применительно к профессиональному становлению личности: 

1) «культура эрудита» (доминирование познавательной деятельности, предельное накопление личностью знаний); 

2)  «культура  практика»  (доминанта  преобразовательной  деятельности, где высокая степень владения техникой и технологией определяет уровень культуры труда); 

3)  «культура  моралиста»,  где  доминанта  –  ценностно-ориентированная деятельность; 

4) «культура общительного человека» – стремление к совершенным человеческим взаимоотношениям как высшей ценности жизни и деятельности личности, которой подчинены все остальные ценности

Профессиональная культура включает в себя разнообразные компоненты и модели поведения людей, а также такие аспекты общей культуры личности, как грамотность, компетентность, духовность, этика, толерантность и т. д. «Профессиональная культура - это определенная совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентации личности, которые находят свое проявление в ее предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность».

Таким образом, профессиональная культура специалиста включает в себя совокупность норм, правил и моделей поведения людей, связанных со спецификой их деятельности.

Все вышесказанное в полной мере применимо к профессиональной подготовке будущих специалистов сферы обслуживания. В профессиональной культуре специалиста сферы обслуживания находит свое выражение не только связь и взаимодействие общества, личности и профессии, его личная культура, но и многие профессионально важные качества. «Для профессионального успеха личности требуется больше чем талант. Помимо прочего, для него требуется настойчивость, инициатива, обязательность, увлеченность и превыше всего - энтузиазм»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Культура специалиста сферы обслуживания складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих, которые всегда проявляются целостно в профессиональной деятельности, и в этом ее принципиально важная особенность.

Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности. И на наш взгляд, крайне необходимо по- особому оценивать их педагогический труд. На сегодняшний день статус педагога, его материальное положение, уровень социальной защиты соответствует важности решаемых им задач. Пусть в нас присутствует счастье познания, радость общения, атмосфера творчества, единства учения и преподавания.

 

 

Список литературы:

1 Короткова Анна Леонидовна «Формирование профессиональной культуры работника сферы сервиса в условиях профессионального лицея», 2000 год

2 Зыгмантович,  С.В.  Компетентностный  подход  к  профессиональной подготовке будущих специалистов, 2005 год

3 Сысоева Е.Ю. Основы профессиональной культуры: учебное пособие-Самара: Издательство «Самарский университет», 2016 год

4 Розов Николай Сергеевич «Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета. -1998 год.

Просмотров: 228


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст