АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЖАНЫНДАҒЫ “ КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ ҚҰРЫЛЫС-ТЕХНОЛОГИЯЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ” МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ МЕКЕМЕСІ
 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ  "СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГОРОДА КОКШЕТАУ" ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

06.03.2020

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В

КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

 

© Стукаленко Н.М.,  директор ФАО «НЦПК «Өрлеу», «ИПК ПК по Акмолинской области»,  доктор педагогических наук, профессор, академик МАИН, МОАН, МАЕ, г. Кокшетау;

© Шаймуратова И.В., магистрант 2  курса специальности «Педагогика и психология», КГУ им. Ш.Уалиханова, г. Кокшетау.

 

Аннотация. Авторы исследуют проблему формирования профессиональной культуры в рамках личностного развития специалиста, придавая ей статус интегрированного результата профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональное образование, профессиональное развитие, личностное развитие. 

 

Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в

развитии  экономики,  открытость общества,  его быстрая  информатизация  и  динамичность кардинально изменили требования к образованию. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность  -  умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать знания, рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Глобальная задача вхождения будущего специалиста в профессиональный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, определяет необходимость получения в условиях профессионального образования более полного личностно и социально интегрированного результата. В качестве такого интегрированного результата профессионального образования и выступает понятие «профессиональная культура» [1]. 

Понятие культура является одним из наиболее значимых в современном обществе.  Мы  можем  рассматривать  культуру  с  точки  зрения  научного  познания, накопления навыков и умений, поведения в обществе, творческой деятельности. 

Сегодня успешность профессиональной деятельности в значительной степени зависит  от  того,  насколько  индивидуальные  качества  специалиста  соответствуют требованиям профессии, насколько полно личность воспринимает традиции, нормы  и правила  поведения  в определенной  профессиональной  среде.  В  подготовке будущего специалиста ведущая роль принадлежит формированию его профессиональной культуры, по сути, являющейся процессом преобразования общественно-профессиональных ценностей в личностные.  

Сегодня профессиональное образование перестает быть процессом подготовки человека только к профессиональной деятельности. Его назначение заключается также в выполнении совокупности гуманистических задач по воспитанию личности,  привитию  общей  культуры,  духовности,  морально-этических  принципов и убеждений.  Профессиональное развитие происходит в рамках той или иной профессиональной деятельности, чем и отличается от общего развития человека, а задается  оно  содержанием,  требованиями,  условиями  осваиваемой  профессиональной деятельности.

В  результате  исследований  установлено,  что  в  профессиональном  развитии человека есть предпосылки, из которых человек сам строит свою жизнь в профессии. В связи с этим и психологи, и педагоги важную роль отводят активности самого человека  в  этом  процессе.  В  силу  того,  что активность понимается  и  как  деятельность, и как готовность к деятельности, то выделяют адаптивный и продуктивный типы профессиональной активности. При этом состояние готовности (интеллектуальной, мотивационной, поведенческо-волевой) предшествует активному поведению  в  профессиональной  среде  и  в  профессиональной  деятельности.  Среди прочих  признаков этой  категории можно  выделить  количественную и качественную характеристику потенциальных возможностей человека к определенному виду профессиональной деятельности.

Проблема профессионального развития психологами и педагогами рассматривается в контексте процессов профессионализации, профессиональной активности и профессионального становления. Одним из важнейших направлений исследования  профессионального  развития  человека  –  его  становления  как  профессионала является анализ динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной)  деятельности.  Методолог  практической  психологии,  психологии труда и профориентации Е.А. Климов выделяет в профессиональном развитии индивидуума (субъекта труда) пять основных направлений, фактически представляющих все основные элементы психического содержания этого развития: 1) приобретение  человеком  точной  и  широкой  ориентированности  в  окружающей  среде (природной,  технической,  социальной,  информационной)»;  2)  формирование направленности, в частности трудовой и профессиональной (развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности); 3) усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности; 4) формирование системы  устойчивых личных качеств, создающих возможность  успешного выполнения деятельности (способности); 5) развитие знания о себе [2].

Очевидно, что человек, который желает достичь успеха, должен развиваться.

Саморазвитие предполагает постоянную работу над собой. Без стремления к личностному  росту  невозможна  успешная  профессиональная  деятельность.  Личностный  рост  –  стремление  к  идеалу,  стремление  стать  лучше,  укрепить  свою  самооценку. Это составляющая успеха в любом деле. Личностный рост необходим для профессионального успеха, он дает возможность достигать поставленных целей и

воплощать свои мечты в реальность. Постепенный личностный рост молодого специалиста, безусловно, влечет за собой изменение содержания его профессиональной деятельности. 

Исследование  проблемы  профессионального  саморазвития  представлено  работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности. Исходным тезисом большинства исследований является идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешной деятельности в ней. Анализируя исследования в этой области, мы считаем, что профессиональное саморазвитие  –  это  целенаправленный  процесс  усовершенствования  профессионализма,

определяемый самим человеком. Развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития профессионализма и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. При этом только значимая деятельность может стать основой саморазвития.

Определение  параметров  профессионала  в  различных  сферах  жизнедеятельности,  прослеживание  основных  изменений,  наступающих  в  этих  параметрах  по мере повышения профессионализма человека, привели к пониманию важности механизма  саморазвития  в  профессиональном  становлении  человека.  Установление уровня, достигнутого человеком  как субъектом деятельности,  оценивается по результатам в профессиональной деятельности, соответствию ее свойств, требованиям деятельности.

Для человека профессия – это источник существования и средство личностной самореализации.  Таким  образом,  профессионально-личностное  саморазвитие  – непременное  условие  достижения  профессионализма.  Личностно-профессиональный  рост  специалиста  понимается  как  непрерывный  процесс  раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на профессиональную деятельность в целом. Безусловно, самое главное в этом – личная заинтересованность специалиста в самосовершенствовании. 

 

Литература:

1.  Стукаленко  Н.М.,  Шаймуратова  И.В.  О  профессиональной  культуре  будущих

специалистов  //  Сборник  II-ой  Международной  научно-практической  конференции

(РИНЦ)  «Социально-гуманитарные  тенденции:  история  и  современность».  –  Тюмень:

НИЦ «АнтроВита», 2018. – С. 69-75. 

2.  Климов Е. А. Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы // Молодой ученый. – 2014. – №4. –  С. 1040-1045.

 

Просмотров: 220


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст