Использование информационно-коммуникационных технологий ПРИ формировании информационной культуры учащихся
Оспанова А.К.
"Богатство ума не в обладании огромными знаниями,
а в умении ими пользоваться".
Спиноза.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Все более типичными атрибутами не только профессиональной, но и домашней сферы, становится персональный компьютер и Интернет.
Человека необходимо подготовить к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Цели преподавания информатики в школе, колледже формируют у учащихся:
- навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности для их решения с помощью ЭВМ;
- понимание устройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
- навыки квалифицированного использования основных типов современных информационных систем для решения с их помощью практических задач и понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем;
- умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности.
Эти требования, взятые в их минимальном объеме, составляют задачу достижения первого уровня компьютерной грамотности, взятые в максимальном объеме - формирование информационной культуры учащихся.
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Под информационной культурой учащихся мы понимаем:
- систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.
В педагогике в противовес знаниевому подходу стал широко использоваться компетентностный подход толкования цели обучения информатике в школе, в средних специальных заведениях наглядно представленный в виде триады, характеризующей естественную эволюцию развития цели обучения информатике: компьютерная грамотность компьютерная компетентность информационная культура.
Нужно подчеркнуть, что отождествление информационной культуры и компьютерной грамотности в корне неверно.
Компьютерная грамотность представляет собой наличие определенного уровня умений и навыков работы с компьютерной техникой, использование разнообразного программного обучения. Тогда как информационная культура представляет собой умение работать с информацией различной природы, умение извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде, систематизировать и уметь эффективно ее использовать, применяя разнообразные технические средства обработки данных.
Компьютерная компетентность - системное свойство личности субъекта, характеризующее его глубокую осведомленность в предметной области знаний, открытого к динамичному обогащению самосовершенствованию за счет получения, оценивания информации и умения создавать новую информацию.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новой информационной технологии и умения ее применить как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих творческого подхода.
В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, с начала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для профессиональных учебных заведений социальным законом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры учащихся, необходимых для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры учащимся наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделять компьютерным информационным технологиям, являющимися базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач.
Формирование информационной культуры учащихся представляет собой единство:
• содержания (определяется с учетом интересов склонностей и потребностей учащихся в соответствии с целями образования);
• принципов (гуманизма, культуросообразности, модульности, динамичности и гибкости, коммуникативности, связи с жизнью и с производственной практикой, сотрудничества, учета возрастных и индивидуальных особенностей, осознанной перспективы, ориентации саморазвития, здоровьесбережение):
• форм (урочные, вспомогательные, дистанционные);
• методов (методы активного обучения и информационно - развивающие методы);
• средств обучения (учебно-наглядные и электронные пособия); компьютерная техника (ПК, мультимедийные комплексы и средства компьютерных коммуникаций); новые информационные технологии( технологии электронного офиса, гипертекстовая технология, мультимедиатехнология, кредитные технологии (пакеты программ решения конкретных профессиональных задач), телекоммуникационные технологии (сетевые технологии, электронная почта, Web-технологии) ; мультимедийные образовательные продукты, СМИ)
Можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при формировании информационной культуры учащихся на основе компьютерных технологий:
- повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал;
применение наглядности, занимательности, эмоциональности;
- использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, стимулирующее интерес к проблематике;
использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких учащемуся;
- использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал картин и фотографий позволяет сделать фактический материал жизненным и интересным;
- применение активных, деятельностных методов и форм обучения: деловых игр,
проблемного метода, обучения через открытия (подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой и т. д.);
- структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные,
небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчиненных мыслей;
гипертекстовое представление материала в электронном формате способствует решению данной задачи;
- использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости;
- обновление материала электронных изданий.
Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход. Активную роль играют формы обучения среди которых можно выделить виды учебных занятий, направленные на теоретическую (лекции, семинары, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа, консультации) и практическую (практикумы, деловые игры, тренинги) подготовку. Также целесообразно использовать дополнительные формы обучения: беседы, обзоры, дискуссии, обсуждения, встречи и др.
Современная система образования призвана формировать умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.
Мультимедийные технологии позволяют значительно расширить границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты.
Во многих библиотеках успешно реализуются различные электронные проекты: web-сайты библиотек, электронные краеведческие пособия, виртуальные экспозиции литературных музеев.
В связи с этим предъявляются определенные требования к способам предъявления информации. Методы предъявления информации в процессе формирования информационной культуры личности могут быть традиционными и нетрадиционными. Эти методы обеспечивают согласованность между содержанием и формой занятий. В качестве примера можно привести проблемно-ориентированные уроки и семинары, интерактивные электронные учебники и учебные пособия, курсы
дистанционного обучения. Кроме того, активно используются при проведении занятий технические средства: мультимедийные проекторы, домашние кинотеатры для сопровождения лекционного материала видеорядом; разрабатываются слайд - лекции.
Формирование информационной культуры организует умение работы учащихся в таких электронных проектах.
В связи с этим информационная культура человека должна проявляться в следующем:
- в навыках использования технических устройств: (от телефона до персональных компьютеров и персональных сетей.);
- в умении извлекать информацию, как из периодической печати так и из электронных коммуникаций;
- в умении представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом;
- в знании различных методов обработки информации;
- в умении работать с разными видами информации.