АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЖАНЫНДАҒЫ “ КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ ҚҰРЫЛЫС-ТЕХНОЛОГИЯЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ” МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ МЕКЕМЕСІ
 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ  "СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГОРОДА КОКШЕТАУ" ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Разработка урока

01.12.2018

Тема: «Решение задач на применения производной к исследованию функций»

Знать: алгоритм исследования функций с помощью производной.

Уметь: применять алгоритм исследования функций с помощью производной на практике.

Тип урока: поисково - исследовательский.

 Цели урока:

  1. Образовательная -  научить применять производную к исследованию функций;  

2.   Развивающая - развивать у учащихся логическое мышление, математическую речь, память, творческие способности;

      3. Воспитательная - воспитывать внимание, аккуратность, интерес к предмету.

Ход урока.

1.Орг. момент. 

2. Проверка домашнего задания (дежурные проверяют на перемене)

№ 184

б) f(x) = -x2 + 2x-3. D(f)=R  f ‘(x) = -2x + 2;

    -2x + 2 = 0;  x =1;

     f(x) убывает на              f ‘           +                          -

     f(x) возрастает на                                                                              x   

                                                     f                                 1    

г) f(x) = 5x2-3x + 1.  D(f) = R   f ‘(x ) = 10x – 3;

    10x – 3 = 0;   x = 0,3.

     f( x)  убывает на ;                                                                                                                                                                                                                                                    

     f( x)  возрастает на .       f ‘           -                          +

     f(x) возрастает на                                                                              x   

                                                           f                         0.3   

 

 

№ 186

 

б)  f( x)  = х2 ∙ (х - 3) = x3 - 3 х2;    D(f) = R;      f′(x )= 3 х2  - 6х;

      3 х2  - 6х = 0;      3х(х – 2) = 0;  х1 = 0; х2 = 0.

      f( x) возрастает на    

      f( x)  убывает на                f ‘           +             -             +

     f(x) возрастает на                                                                            x   

                                                          f                  0                 2                   

 

                                                                                        

 

                                                                                             f ‘   +                -                       +

г)   f( x)  = x3 – 27х ;    D(f) = R;  f′(x) = 3 х2 – 27                                                                    

     3 х2 – 27 = 0;                                                              f              -3                       3                    x                                              

     х2 = 9;                                                                                                        

       х1/2 = ± 3;        f( x)  возрастает на

                               f( x)  убывает на

  3.Математический диктант:

 

Вопросы

Ответы

1

Соответствие с областью определения Д, при котором каждому числу х, из множества Д сопоставляется по некоторому правилу число у, зависящее от х, называется…

 

2

Множество всех возможных значений х, называется…

 

3

Разность между новым значением аргумента и первоначальным значением аргумента, называется…

 

4

Разность между новым значением функции и первоначальным значением функции, называется…

 

5

Предел отношении приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к 0, называется…

 

6

Внутренние точки области определения функции, в которых ее производная равна нулю или не существует называются ...

 

7

Правила вычисления производных: …

 

8

Если  f‘′(x)>0 в каждой точке интервала I, то функция f … на I.

 

9

Если  f‘ (x)<0 в каждой точке интервала I, то функция f … на I.

 

  Учащиеся меняются карточками, проверяют работы друг у друга, выставляют оценку друг другу, сверяясь с готовым ответом: за 9 правильных ответов- «5»,за 7 правильных ответов- «4», меньше 7-ми – «3»

4.   Опрос учащихся:

1.Что мы можем определить с помощью производной?

(можем определить промежутки возрастания и убывания, точки максимума и минимума, критические точки функции и построить график функции). Еще мы можем найти наибольшее и наименьшее значение функции.

2.Алгоритм определения промежутков возрастания и убывания функции.

3.Алгоритм определения  точек максимума

4.  Задан рисунок

1) Отметьте критические точки.
(

5.  Работа по карточкам:

   

Пример 1. Исследовать на экстремум функцию.

у = x3 – 3х.   D(у) = R; у′ = 3 х2 – 3 = 3 ∙ (х2  -1 );          f ‘       +               -                        +     

3 ∙ (х2  -1 ) = 0;                                                                                                         

х2 - 1 = 0;                                                                         f                 -1                      1                   x

х1/2 = ±1;       f′(-2) = 3 ∙ (-2)2 -3 = 9 > 0;

                      f′(0) =-1 < 0;

                      f′(2) = 3 ∙ 22 – 3 = 9 > 0;

Вопрос:

Как ведёт себя производная на данных промежутках?

Дети делают вывод:

При переходе через точку 1 производная изменила знак с «-» на «+» , поэтому эта точка является точкой минимума; х тіп = 1, у тіп = 1 – 3 = -2.

При переходе через точку -1 производная изменила знак с «+» на «-» , поэтому эта точка является точкой максимума; х тах = -1, у тах = -1 + 3 = 2.

Ответ: А тах  (-1;2)

            В тіп  (1;-2)

Пример 2. Исследовать функцию на возрастания и убывания , экстремумы. Постройте график функции:

у = х3 – 3х2 + 1.

D(f) = R                    у′ = 3х2 – 6х = 3х(х - 2).         f ‘     +             -                         +          

                                         3х(х - 2) = 0                                                                 

                                          х1 = 0; х2 = 2.                   f              0                         2                    x

                                         

                                         f′′(-1) = 3 ∙ (-1)2 – 6 ∙ (-1) = 3 + 6 = 9 > 0.

                                         f′′(1) = 3 – 6 = -3 < 0

                                         f′′(3) = 3 ∙ 9 – 18 = 9 > 0

                                         х тіп = 2, у тіп = -3

                                         х тах= 0, у тах = 1

Ответ: А тах  (0;1)

            В тіп  (2;-3),  f( x)  возрастает на   

                               f( x)  убывает на 

 

6.   Работа с учебником:

 

№ 189

 

а) f( x) = 4 – 2х + 7х2  ,    D(f)=R;  f′( x) = -2 + 14х;

     -2 + 14х = 0

    х = ;

г) f( x) = 4х –  ,    D(f)=R;  f′( x) = 4 – х2            

                                     

                 4 – х2  = 0

                 х1 = -2, х2 = 2.

Ответ:  а)    х = ;  г)  х1 = -2, х2 = 2.

 

№ 192

 

а) f( x) = 5 + 12х – х3;       D(f)=R;  f′( х) = 12 – 3х2;

    12 – 3х2  = 0;                                                                                                         

    3х2  = 12;      

                                                                                       -                       +                  -                                                          

    х1 = -2, х2 = 2;                                                                   -2                          2                  x

    f′( -3) = -15 < 0,  f′( 0) = 12 > 0,                                      тіп                            тах

    f′( 3) = -15 < 0.

    х тіп = -2,  х тах= 2,.                                                                                                   

 

б) f( x) = 9 + 8х2 – х4;   D(f)=R; 

     f′( 1) = 16х – 4х3;                                                 +             -                +             -

    16х – 4х3  = 0; 4х ∙ (4 – х2) = 0;                                                                                     x

     х1 = 0; х2 = -2; х3 = 2.                                                   -2               0             2

     х тах =  -2;2,.                                                                 тах                   тіп               тах

     х тіп = 0,.    

7.  Лабораторно – практическая работа:

 

Дана функция: 

  1. f( x) = 6х -2х3 + 1;
  2. f( x) = х3 – 12х – 1;

Найти область определения, производную, критические точки, промежутки возрастания и убывания, экстремумы функции и построить график.

1. f( x) = 6х -2х3 + 1; D(y) = R  f′( x) = 6 – 6x2. 6 – 6x2 = 0. x2 = 1. x1/2 = ± 1.

       -                   +                   -

                                                                x  

                -1                       1                        f( 0) = 1                                    

               тіп                       тах                            (-∞;-1]  [1;+∞) убывает;   [-1;1] возрастает

                                                                  Атах (1;5)

                                                                  Втіп  (-1;-3)

  

  1. f( x) = х3 – 12х – 1;    D(y) = R   f′( x) = 3х2 – 12, 3х2 – 12 = 0, x2 = 4. x1/2 = ± 2

+                  -                       +

                                                                   x  

                -2                       2

                 тах                           тіп

f( 0) = -1;

(-∞;-2]  [2;+∞) возрастает;   [-2;2] убывает

                                                                  Атах (-215)

                                                                  Втіп  (2;-17)

 

8. Контрольные вопросы. 

  Какую точку называют критической точкой функции?

Сформулируйте признак максимума(минимума) функции?

Сформулируйте достаточный признак возрастания функции.

Сформулируйте достаточный признак убывания функции.

9. Задание на дом.   

•            № 193 (б,г)

•         № 196 (а,в)

•         № 197 (а,в)

10. Итог урока. 

 

 

Просмотров: 373


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст