Межпредметная интеграция как
средство повышения мотивации к учению математики у студентов с особыми
образовательными потребностями
Кожахметова Айкен Талаповна, преподаватель математики
КГУ «Строительно-технический колледж №1, г.Кокшетау»
управления образования Акмолинской области
В системе Технического и профессионального образования нашей страны, подготовку
кадров из числа лиц с особыми образовательными потребностями ведут многие
колледжи. Не осталось в стороне и наше учебное заведение. В целях реализации
задач Государственной Программы развития образования и науки Республики
Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики
Казахстан от 01.03.2016 года, с целью совершенствования системы инклюзивного
образования Акмолинской области и создания равных условий для лиц с особыми
образовательными потребностями на получение технического и профессионального
образования приказом руководителя Управления образования Акмолинской
области наш колледж в 2016 году
определен опорной организацией – ресурсным центром по разработке, апробированию
и внедрению технологий и методик обучения лиц с особыми образовательными
потребностями. Рабочей группой колледжа разработана Программа Развития опорной
организации – ресурсного центра по внедрению обучения лиц с особыми
образовательными потребностями в системе технического и профессионального
образования Акмолинской области. Одной из задач данной программы является
внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических
технологий с высоким компетентностным потенциалом. В реализации данной задачи
преподавателям необходимо искать, применять и внедрять новые педагогические технологии, используя
современные формы, средства и методы
проведения уроков для студентов с особыми образовательными потребностями
(далее ООП) .
Задача нашего колледжа– подготовить
выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и
качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной
профессиональной жизни. Целью работы является — создание благоприятных условий
для получения ими образования. На момент начала работы в группах с инклюзивным
обучением я преподавала студентам, обучающимся по специальности
"Организация питания". В текущем году обучаю студентов первого курса
специальности "Декоративно-прикладное исскуство и народные промыслы"
(студенты с частичным и полным нарушением слуха).
В современном колледже очень важно заинтересовать обучающихся
с ООП преподаваемой дисциплиной, повысить мотивацию к обучению, достичь этого
можно только лишь через продуманную систему педагогической деятельности. На что же мне ориентироваться чтобы студенты
с особыми образовательными потребностями, успешно изучили дисциплину
"Математика"? Как же
пробудить у ребят
желание "напиться" из
источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она
возникает? Как привить любовь к математике? Какие педагогические средства можно
использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? [1]
Древняя мудрость гласит: можно
привести коня к
водопою, но заставить
его напиться нельзя.
Да, можно усадить
обучающихся за парты,
добиться идеальной дисциплины.
Но без пробуждения
интереса, без внутренней
мотивации освоения знаний
не произойдёт, это
будет лишь видимость
учебной деятельности. Мотивация
объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной
деятельности, стремление к достижению определенной цели. Так, какими же
современными формами работы на уроках можно способствовать формированию и развитию положительной мотивации
учения обучающихся с ООП к математике?
Современный
этап развития математики, как учебной дисциплины характеризуется отбором основ содержания:
четким определением конкретных целей обучения, межпредметных связей,
требованиями к математической подготовке студентов на каждом этапе обучения; ее
связи с жизнью; систематическим формированием интереса обучающихся с ООП к
математике. Являясь одним из основных предметов в профессиональных колледжах,
математика важна для развития умения решать производственные задачи. Поэтому
обучение математике в колледже должно быть направлено не столько на усвоение
математических понятий и терминов, теорем, сколько на достижение студентами
уровня математической грамотности, необходимого для применения полученных
знаний в дальнейшей производственной деятельности. В связи с этим, возникает
потребность в проведении интегрированных уроков математики и специальных
дисциплин.[2]
Какие
меры нужны для реализации данной идеи? Необходимо наполнить содержание учебной
дисциплины профессиональной направленностью, причем с учетом возможностей
личности каждого обучающегося с ООП, его мотивов и уровня подготовленности.
Овладение обучающимися учебным содержанием математики должно строиться в
соответствии с двумя основными принципами:
1. Реализации
профессиональной направленности обучения математике.
2. Учѐта
индивидуальных особенностей студентов на всех этапах учебной деятельности.
К первому принципу уместно:
- связать работу
преподавателей математики и преподавателей профессиональных дисциплин,
согласовать общие цели, требования, используемый учебный материал;
- иллюстрировать
математические понятия и предложения примерами, взятыми из содержания
профессиональных модулей;
- на занятиях по
математике составлять и решать с обучающимися задачи, связанные с вопросами
производственной сферы.
Реализация межпредметных связей
математики со специальными дисциплинами определяет как прикладную, так и
практическую направленность обучения, главным образом, через решение задач.
Профессионально ориентированные задачи повышают интерес обучающихся с ООП к
математике. Составление и решение задач с профессиональной
направленностью требует определѐнной методики. В общем виде это может выглядеть
так:
1. Содержание и
решение задач с профессиональным характером
должно соответствовать
определѐнной теме изучаемого курса математики. Например, для студентов с ООП
(специальности «Организация питания» квалификации «Повар, кондитер») при прохождении темы «Вычисление объемов тел вращения» возможно решение следующих задач:
1) Найти объём торта «Прага», диаметр которого 16 см,
высота 8 см.
2)
Необходимо разлить 1 л фруктового компота в конические стаканы высотой 10 см и
диаметром основания 8 см. Сколько стаканов потребуется?
3) Цилиндрическая форма имеет диаметр 20 см и высоту 8
см. В неё выливают 1 л смеси для пудинга, объём которой при кипячении
увеличивается в 2 раза. Не будет ли пудинг переливаться через край формы?
2. Содержание задачи
должно отражать современный уровень развития науки, техники, производства.
3. При решении задач с
производственным содержанием необходимо применение технических средств
(компьтера или планшета).
4. К некоторым задачам
необходимо иметь готовые чертежи, рисунки, использование которых проясняет
смысл содержания задачи за счет наглядности и образности, позволяет
визуализировать материал для облегчения восприятия, так как зрительный анализатор студента с нарушенным слухом
становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. К
примеру, при прохождении темы «Правильная пирамида» для студентов специальности
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» квалификации
«Изготовитель художественных изделий из дерева» можно использовать рисунки на
применение знаний о правильной пирамиде к построению элемента «Пирамидка» в
геометрической резьбе по дереву. Рис.1.
Второй принцип реализуется при
проведении учебных занятий со студентами с ООП с учетом их индивидуальных
особенностей:
-представление
материала малыми дозами;
-комплексное
использование устной и жестовой речи;
-немногословность,
четкость изложения, отсутствие лишних слов;
-тренировка
умения выделять главное. [3]
Такие занятия, при которых придерживаюсь
данных принципов, значительно повышают эффективность процесса обучения,
позволяют организовывать совместную
работу преподавателей и студентов, расширяют межпредметные связи,
повышают интерес к освоению будущей специальности.
Обобщая всѐ вышесказанное можно отметить,
что для мотивации к учебной деятельности обучающихся с ООП на уроках
математики, преподаватель на занятиях может применять межпредметную связь с
профессиональной направленностью.
По-моему мнению, с помощью формирования положительной мотивации обучающихся
к изучению точной математической науке
мы поможем обучающемуся с ООП стать
самодостаточной личностью, уверенной в своих способностях и возможностях, и
высокопрофессиональным специалистом, умеющим видеть цель, принимать решения и
доводить их до положительного результата.
Список
использованной литературы
1. "Актуальные
вопросы развития системы образования: опыт, проблемы, мути решения",
Научно-методический журнал "Мир образования", 2015.
2. Колмогоров А.Н.
Математика наука и профессия. — М.: Наука, 2008.— 280 с.
3. Крутецкий В.А.
Психология математических способностей студентов.— М.: Наука, 2008, 187с.
4.Сборник
"Инклюзивная практика в условиях колледжа", ОО "Ассоциация
работников организаций образования "Мектеп" города Кокшетау
Акмолинской области", 2017.