АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЖАНЫНДАҒЫ “ КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ ҚҰРЫЛЫС-ТЕХНОЛОГИЯЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ” МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ МЕКЕМЕСІ
 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ  "СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГОРОДА КОКШЕТАУ" ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Применение проектной технологии во внеурочной деятельности по математике в системе инклюзивного обучения колледжа Кожахметова Айкен Талаповна, преподаватель математики

01.12.2018

Применение

проектной технологии во внеурочной деятельности по математике в системе

инклюзивного обучения колледжа

Кожахметова

Айкен Талаповна, преподаватель математики

 

КГУ

«Строительно-технический колледж №1, г.Кокшетау»

управления

образования Акмолинской области

 

 

В Послании Президента Н.А. Назарбаева "Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы,

единое будущее" уделяется  внимание

вопросу интеграции граждан с ограниченными возможностями в экономическое развитие

республики. "Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной.

Позаботиться об этих людях, которых немало, - наш долг перед собой и

обществом" [1].

В Республике Казахстан имеющей свою уникальную национальную образовательную систему, математическое

образование всегда было в приоритете. Внеурочная

деятельность играет важную роль для студентов с особыми образовательными

потребностями, так как именно благоприятная дружеская атмосфера,

психологическая комфортность во время проведения кружковых занятий,

способствуют социализации и адаптации лиц с ООП. В связи с этим следует

подчеркнуть актуальность такого рода деятельности в системе инклюзивного

образования.

В современном колледже очень важно заинтересовать обучающихся с ООП преподаваемой

дисциплиной, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь

через продуманную систему внеурочной деятельности. Основными задачами

внеурочной деятельности являются: создание благоприятных условий для проявления

творческих способностей, организация реальных дел, доступных для обучающихся и

имеющих конкретный результат.

Одной из педагогических технологии успешно применяемой мною во внеурочной деятельности

для студентов с особыми образовательными потребностями (далее ООП) является

проектная технология. Данная технология помогает «достраивать» те условия

обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но

не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Внедрение

проектной технологии в процесс обучения математике позволяет реализовать

принцип наглядности, личностно-ориентированный подход, активизировать

самостоятельную познавательную деятельность студентов.

На базе нашего колледжа организован Математический кружок. Кружок формируется из

обучающихся с особыми образовательными потребностями и студентов колледжа,

проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих

знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. Оптимальное

количество членов кружка от 10 до15 студентов. Работа кружка планируется на

учебный год и на перспективу. Руководство кружком осуществляет преподаватель

математики.

На основании организации кружка была разработана программа подходящая как

студентам с ООП, так и остальным студентам колледжа. Данная программа включает

в себя теоретический и практический курс занятий. Цель программы была

организовать внеурочную деятельность с учетом интересов обучающихся с ООП в

зависимости от их специальности обучения как условие их эффективной адаптации.

Одной из ведущих технологии использумых при работе кружка по математике является

проектная. Внедрение проектной технологии 

приводит к развитию  творческого потенциала и природных

способностей обучающихся с ООП; созданию условий для обретения каждым студентом

универсальных умений и навыков деятельности; созданию ситуации «успеха»;

подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие

проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека. Цели и задачи

проектной технологии: не только передать студентам сумму знаний, но и научить

приобретать эти знания самостоятельно, применяя их для решения новых

познавательных и практических задач; способствовать формированию

коммуникативных навыков; привить обучающимся с ООП умение пользоваться

исследовательскими приемами. Механизм реализации проектной технологии всегда

ориентирован на самостоятельную, индивидуальную, парную или групповую

деятельность студентахв услових инклюзивного обучения.

Реализация

проектной технологии должно организовываться с соблюдением следующих

дидактических принципов: принцип взаимосвязи обучения, воспитания и развития;

удовлетворения личностных образовательных потребностей; принцип научности;

принцип оптимизации; принцип мотивации учебно-познавательной деятельности

обучающихся; принцип активности, сознательности и самостоятельности студентов.[3]

Использование

проектной технологии во внеурочной деятельности позволяет: 1) формулировать

проблему; 2) анализировать проблему; 3) находить пути решения проблемы; 4)

проявлять умение работать с информацией; 5) использовать полученную информацию

для решения задач.

Преимущества

проектной деятельности для студентов с ООП:

1. Меняются отношения «преподаватель-студент»:

- студент активен – преподаватель создает условия для проявления активности;

2. Преподаватель  имеет возможность

использовать разные дидактические подходы, что немало важно для развития

критического мышления студентов с ООП;

3. Проекты сплачивают студентов, развивают коммуникабельность, умение работать

в команде и ответственность за совместную работу.

4. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте

других.

5. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение обучающимся

с ООП и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

6. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет

студентам повышать уровень ИКТ-компетенции. Использование инновационных средств

обучения способствует удовлетворению особых образовательных потребностей

обучающихся с ООП, повышают не только мотивацию учебной деятельности, но и

развивают познавательную активность обучающихся.[4]

Что же такое проект? Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной,

интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности обучающихся,

осуществляемой под гибким руководством преподавателя, преследующего конкретные

дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской,

личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата

в виде материального и/или идеального продукта. Выделяется несколько видов

проектов: а) исследовательские.  б) творческие. в) игровые.  г)

информационные проекты.

Предлагается следующая последовательность работы:

•        Тематика проектов должна быть известна студентам

заранее. Желательно чтобы обучающийся или группа выбрала тему самостоятельно.

Проблема, предлагаемая студентам, формулируется так, чтобы ориентировать их на

привлечение фактов из знаний со специальных дисциплин по профессии и

разнообразных источников информации.

•        Уточнение

и формулировка задач. Правильная формулировка задачи проекта предопределяет

результативность работы группы. Здесь необходима помощь преподавателя, как

направляющего на задачи.

•        Поиск и сбор информации. Здесь обучающиеся

определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается

непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Обучающиеся (с

помощью преподавателя) выбирают способ сбора информации: наблюдение,

анкетирование, социологический опрос, интервьюирование).

•        Обработка полученной информации. Необходимое

условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым обучающимся цели

работы и критериев отбора информации. Задача преподавателя – помочь группам

определить эти критерии. Обучающимся потребуются умение интерпретировать факты,

делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее

труден для студентов.

•        Структурирование полученной информации и

интеграции полученных знаний, умений, навыков. Преподавателю необходимо

проследить, чтобы обучающиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в

процессе различных видов работ с информацией. На этом этапе преподавателю

необходимо предоставить обучающимся максимальную самостоятельность выбора форм

представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут

возможность каждому студенту раскрыть свой творческий потенциал.[3]

Эффективность проектной технологии в 

работе кружка доказывает достигнутыми результатами:

•        Увеличение занятости обучающихся с ООП;

•        Мониторинг активности обучающихся с ООП во внеурочной

деятельности;

•        Мониторинг качества успеваемости по математике обучающихся с

ООП;

•        Участие в областных, республиканских и международных

конкурсах, олимпиадах и конференциях.

      Одной из основополагающих характеристик

современного человека является его способность к проективной деятельности.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что

данная деятельность имеет широкую область применения на всех уровнях

организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией

проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические функции.

В-третьих, проектная деятельность обеспечивает конкурентоспособность будущего

специалиста. Основываясь на опыте работы кружка, который посещают обучающиеся с

особыми образовательными потребностями, можно отметить, что проектная

деятельность по математике способствуют максимальной адаптации и полноценной

интеграции в общество. Так же занятия при использовании проектной технологии в

кружке способствуют снятию эмоциональной напряженности, активному

взаимодействию с другими обучающимися, помогают адекватно проявлять чувства:

сопереживать неудачам, радоваться успехам, то есть способствует формированию

социально-коммуникативной компетенции, развитию 

творческих способностей и помогают преодолеть трудности в социальной

адаптации студентов с особыми образовательными потребностями.[5]

Использованная

литература:

1. Послание Президента Н.А. Назарбаева "Казахстанский путь -2050"

2. Брызгалова С. О., Зак Г. Г. Инклюзивное образование: международный опыт,

современные тенденции // Инклюзивное образование: методология, практика,

технологии : материалы междунар. науч.практ. конф Моск. гор. психол.-пед. ун-т.

М. : МГППУ, 2011.

3. Худин А. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / Худин А. Н. // Завуч. -

2006. - N 6.

4. Новикова Т.Н. Проектные

технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Образование. - 2000.

-  № 7

5. Мёдова Н.А.

"Инклюзивное образование: обзор проблемы", Томск, 2011

 

 

Просмотров: 209


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст