АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЖАНЫНДАҒЫ “ КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ ҚҰРЫЛЫС-ТЕХНОЛОГИЯЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ” МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ МЕКЕМЕСІ
 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ  "СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГОРОДА КОКШЕТАУ" ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Эффективность использования технологии интеллект-карт на уроках математике для студентов с особыми образовательными потребностями

01.12.2018

Эффективность использования технологии интеллект-карт

на уроках математике для студентов

 с особыми

образовательными потребностями

 

Кожахметова А.Т., преподаватель математики,

КГУ «Строительно-технический колледж №1, г. Кокшетау»

 

Основной и не зависящей от времени задачей образования была, есть

и будет задача создания таких условий, при которых учащиеся сумеют полностью

раскрыть свои способности и возможности в получении знаний, определить линию

своей личной и профессиональной деятельности. Сегодня эта проблема приобретает

совершенно особый смысл.  Это связано с

обучением студентов с особыми образовательными потребностями в условия

инклюзивного образования. Комплексное 

использование технологии, форм и методов обучения, формирование активной

жизненной позиции, готовности студентов с нарушением слуха и речи к

осуществлению профессиональной деятельности, стремления к самореализации,

самоактуализации и самосовершенствованию в стенах колледжа формируют комфортные

условия  для обучения  студентов с нарушение слуха и речи.  Происходит формирование положительных

личностных качеств, их морально-психологическая и профессиональная подготовка к

самостоятельной жизни. Они чувствуют себя более комфортно в социуме, свободно

общаются и живут в обществе слышащих.

Планирование урока математики в инклюзивном классе включает в себя

как общеобразовательные задачи, так и коррекционно – развивающие задачи. В

решении этих задач помогают инновационные технологии. Технология интеллект-карт

расширяет арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения,

которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут

быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Внедрение технологии

интеллект-карт в процесс обучения математике позволяет реализовать принцип

наглядности, личностно-ориентированный подход, активизировать самостоятельную

познавательную деятельность студентов.

Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом

виде, отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие)

между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области,

которую мы рассматриваем. Интеллект-карты – это многоуровневая логическая

схема, заполняемая с помощью условных знаков, символов и рисунков. Это объемная

модель изучаемой темы, простая техника графического представления информации,

объединяющая одновременно слова и образы. В центре интеллект-карты

располагается ключевое понятие, которое конкретизируется понятиями первого

порядка, включающими основные разделы темы, затем понятиями второго порядка,

третьего и т.д.

Технология интеллект-карт основывается на методе психолога Тони

Бьюзена. Бьюзен утверждает: "Традиционное конспектирование ведет к

неоправданным потерям времени, а именно: записывается много ненужной

информации; теряется время на повторное прочтение ненужной информации; теряется

время на поиск ключевых слов, повышается умение самостоятельной работы с

текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать.

Технология интеллект-карт способствует развитию ассоциативно

визуального мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе

обучения, умения обрабатывать в мозгу поступающую информацию посредством

реализации пяти его основных функций: восприятия, удержания, анализа, вывода и

управления. Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от

одномерного, линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к

многомерному, неограниченному. С помощью используемых при построении карт

зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что

существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к

воспроизведению. Особенно для студентов с нарушением слуха.

Использование технологии интеллект-карт на занятиях со

слабослышащими открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией

материала, его "оживлением", представлением наглядно тех явлений,

которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать

процедуры контроля и тренинга. Развитие психических процессов обучающихся с

нарушенным слухом протекает с рядом особенностей: замедленное овладение речью,

коммуникативный барьер и своеобразие развития познавательной сферы; сложность

дефекта, которая выражается в трудностях ориентации, памяти. В связи с потерей

слуховых ощущений особую роль приобретает зрительное восприятие. Зрительный

анализатор студента с нарушенным слухом становится ведущим, главным в познании

окружающего мира и в овладении речью. Зрительное восприятие у слабослышащих учащихся

развито не хуже, чем у слышащих, а в ряде случаев даже лучше.

Очень важно при проведении учебных занятий со студентами с

нарушение слуха и речи соблюдать основные требования к уроку:

-представление материала малыми дозами;

-комплексное использование устной и жестовой речи;

-немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;

-обучение  работе  со 

зрительными  образами:  работа 

с  учебниками, таблицами,

рисунками и пр.;

-тренировка умения выделять главное.

Составление карты - творческий процесс на основе критического

мышления, ассоциативно-логического развертывания знаний. Цель такой работы -

зафиксировать, сделать более сильными связи между элементами знаний студента,

структурировать знания и опыт учебной деятельности, усовершенствовать «сетевую»

структуру знаний. Обучающиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и

с помощью преподавателя. В результате систематической работы по созданию

интеллект-карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что

придает образовательному процессу творческий характер, развивается навык

переноса способов обработки информации, механизм самостоятельного поиска,

выбора и принятия решений. Личность, развивающая в себе способность создавать

образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира,

свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы, что

немаловажно для студентов с особыми образовательными потребностями.

При проведении уроков в инклюзивных классах важно использование

данной технологии в комплексе с педагогически оправданным подбором различных

форм обучения для различных этапов урока. Например, изучение нового материала

может сопровождаться совместным составлением 

интеллект-карты преподавателем (на доске) и  учащимися (у себя в тетрадях) (рис.1,2). При

этом уделяется большое внимание ассоциативным и логическим связям между

элементами карты. Наиболее эффективные результаты дает использование

интеллект-карт при систематизации знаний, так как на запоминание и повторение

информации тратится меньше времени, быстрота её воспроизведения имеет более

осмысленный рост. Такой метод закрепления знаний, особенно, в условиях

инклюзивного образования позволяет эффективно (в интерактивном режиме) вести

работу по подготовке к итоговой аттестации и другим формам контроля (сохраняет

благоприятную психологическую атмосферу, экономит физические силы и является

здоровьесберегающей технологией).

Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

·       наглядностью: всю проблему с ее

многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;

·       привлекательностью: хорошая

интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и

приятно;

·       запоминаемостью: благодаря работе

обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко

запоминается;

·       своевременностью: интеллект-карта

помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

·       творчеством: интеллект-карта стимулирует

творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;

·       возможностью пересмотра: пересмотр

интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом,

запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Практика показывает, что применение интеллект-карт по математике в

инклюзивном образовательном процессе способствует развитию предметной и

коммуникативной компетенции учащихся, креативности их мышления. Происходит

активизация познавательной деятельности студентов, осуществляется пополнение

математических знаний, выявление причин когнитивных затруднений. В ходе занятий

повышается самооценка учащихся, мотивация учебной деятельности, их

успеваемость. Использование этой технологии не только делает учебный процесс

разнообразным и повышает его эффективность, но и значительно повышает уровень

умственного развития обучающегося. Таким образом, организация обучения с

применением интеллект-карт положительно отражается в математических

способностях обучающихся.

 

 

Литература:

1.Основы психологии детей с нарушением слуха: Учебное

пособие/ сост. О.И.Суслова. – Саратов: Исследовательский центр «Наука»,

2013.-92с.

2.

Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Учебное пособие, Владивосток:

Изд-во ВГУЭС, 2003.

3.

Столяр А. А. Как математика ум в порядок приводит, 2-е изд. — Мн.: Вышэйшая

школа , 1991.

4. Мынбаева А.К., Искусство преподавания: концепции и

инновационные методы обучения. Учебное пособие, 2-е издание. – Алматы, 2012.

Просмотров: 267


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст