Эффективность использования технологии интеллект-карт
на уроках математике для студентов
с особыми
образовательными потребностями
Кожахметова А.Т., преподаватель математики,
КГУ «Строительно-технический колледж №1, г. Кокшетау»
Основной и не зависящей от времени задачей образования была, есть
и будет задача создания таких условий, при которых учащиеся сумеют полностью
раскрыть свои способности и возможности в получении знаний, определить линию
своей личной и профессиональной деятельности. Сегодня эта проблема приобретает
совершенно особый смысл. Это связано с
обучением студентов с особыми образовательными потребностями в условия
инклюзивного образования. Комплексное
использование технологии, форм и методов обучения, формирование активной
жизненной позиции, готовности студентов с нарушением слуха и речи к
осуществлению профессиональной деятельности, стремления к самореализации,
самоактуализации и самосовершенствованию в стенах колледжа формируют комфортные
условия для обучения студентов с нарушение слуха и речи. Происходит формирование положительных
личностных качеств, их морально-психологическая и профессиональная подготовка к
самостоятельной жизни. Они чувствуют себя более комфортно в социуме, свободно
общаются и живут в обществе слышащих.
Планирование урока математики в инклюзивном классе включает в себя
как общеобразовательные задачи, так и коррекционно – развивающие задачи. В
решении этих задач помогают инновационные технологии. Технология интеллект-карт
расширяет арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения,
которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут
быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Внедрение технологии
интеллект-карт в процесс обучения математике позволяет реализовать принцип
наглядности, личностно-ориентированный подход, активизировать самостоятельную
познавательную деятельность студентов.
Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом
виде, отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие)
между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области,
которую мы рассматриваем. Интеллект-карты – это многоуровневая логическая
схема, заполняемая с помощью условных знаков, символов и рисунков. Это объемная
модель изучаемой темы, простая техника графического представления информации,
объединяющая одновременно слова и образы. В центре интеллект-карты
располагается ключевое понятие, которое конкретизируется понятиями первого
порядка, включающими основные разделы темы, затем понятиями второго порядка,
третьего и т.д.
Технология интеллект-карт основывается на методе психолога Тони
Бьюзена. Бьюзен утверждает: "Традиционное конспектирование ведет к
неоправданным потерям времени, а именно: записывается много ненужной
информации; теряется время на повторное прочтение ненужной информации; теряется
время на поиск ключевых слов, повышается умение самостоятельной работы с
текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать.
Технология интеллект-карт способствует развитию ассоциативно
визуального мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе
обучения, умения обрабатывать в мозгу поступающую информацию посредством
реализации пяти его основных функций: восприятия, удержания, анализа, вывода и
управления. Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от
одномерного, линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к
многомерному, неограниченному. С помощью используемых при построении карт
зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что
существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к
воспроизведению. Особенно для студентов с нарушением слуха.
Использование технологии интеллект-карт на занятиях со
слабослышащими открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией
материала, его "оживлением", представлением наглядно тех явлений,
которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать
процедуры контроля и тренинга. Развитие психических процессов обучающихся с
нарушенным слухом протекает с рядом особенностей: замедленное овладение речью,
коммуникативный барьер и своеобразие развития познавательной сферы; сложность
дефекта, которая выражается в трудностях ориентации, памяти. В связи с потерей
слуховых ощущений особую роль приобретает зрительное восприятие. Зрительный
анализатор студента с нарушенным слухом становится ведущим, главным в познании
окружающего мира и в овладении речью. Зрительное восприятие у слабослышащих учащихся
развито не хуже, чем у слышащих, а в ряде случаев даже лучше.
Очень важно при проведении учебных занятий со студентами с
нарушение слуха и речи соблюдать основные требования к уроку:
-представление материала малыми дозами;
-комплексное использование устной и жестовой речи;
-немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;
-обучение работе со
зрительными образами: работа
с учебниками, таблицами,
рисунками и пр.;
-тренировка умения выделять главное.
Составление карты - творческий процесс на основе критического
мышления, ассоциативно-логического развертывания знаний. Цель такой работы -
зафиксировать, сделать более сильными связи между элементами знаний студента,
структурировать знания и опыт учебной деятельности, усовершенствовать «сетевую»
структуру знаний. Обучающиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и
с помощью преподавателя. В результате систематической работы по созданию
интеллект-карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что
придает образовательному процессу творческий характер, развивается навык
переноса способов обработки информации, механизм самостоятельного поиска,
выбора и принятия решений. Личность, развивающая в себе способность создавать
образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира,
свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы, что
немаловажно для студентов с особыми образовательными потребностями.
При проведении уроков в инклюзивных классах важно использование
данной технологии в комплексе с педагогически оправданным подбором различных
форм обучения для различных этапов урока. Например, изучение нового материала
может сопровождаться совместным составлением
интеллект-карты преподавателем (на доске) и учащимися (у себя в тетрадях) (рис.1,2). При
этом уделяется большое внимание ассоциативным и логическим связям между
элементами карты. Наиболее эффективные результаты дает использование
интеллект-карт при систематизации знаний, так как на запоминание и повторение
информации тратится меньше времени, быстрота её воспроизведения имеет более
осмысленный рост. Такой метод закрепления знаний, особенно, в условиях
инклюзивного образования позволяет эффективно (в интерактивном режиме) вести
работу по подготовке к итоговой аттестации и другим формам контроля (сохраняет
благоприятную психологическую атмосферу, экономит физические силы и является
здоровьесберегающей технологией).
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
· наглядностью: всю проблему с ее
многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
· привлекательностью: хорошая
интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и
приятно;
· запоминаемостью: благодаря работе
обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко
запоминается;
· своевременностью: интеллект-карта
помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
· творчеством: интеллект-карта стимулирует
творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
· возможностью пересмотра: пересмотр
интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом,
запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Практика показывает, что применение интеллект-карт по математике в
инклюзивном образовательном процессе способствует развитию предметной и
коммуникативной компетенции учащихся, креативности их мышления. Происходит
активизация познавательной деятельности студентов, осуществляется пополнение
математических знаний, выявление причин когнитивных затруднений. В ходе занятий
повышается самооценка учащихся, мотивация учебной деятельности, их
успеваемость. Использование этой технологии не только делает учебный процесс
разнообразным и повышает его эффективность, но и значительно повышает уровень
умственного развития обучающегося. Таким образом, организация обучения с
применением интеллект-карт положительно отражается в математических
способностях обучающихся.
Литература:
1.Основы психологии детей с нарушением слуха: Учебное
пособие/ сост. О.И.Суслова. – Саратов: Исследовательский центр «Наука»,
2013.-92с.
2.
Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Учебное пособие, Владивосток:
Изд-во ВГУЭС, 2003.
3.
Столяр А. А. Как математика ум в порядок приводит, 2-е изд. — Мн.: Вышэйшая
школа , 1991.
4. Мынбаева А.К., Искусство преподавания: концепции и
инновационные методы обучения. Учебное пособие, 2-е издание. – Алматы, 2012.